пятница, 22 апреля 2011 г.

Точка зрения: "Я – вынужденный патриот"

Каждый из нас имеет свою точку зрения по вопросу патриотизма, каким он должен быть и в чём должен выражаться. Но всегда интересным является взгляд специалиста на проблему. Сегодня гостем нашего блога является учитель истории и обществознания лицея № 28 города Тамбова Виктор Юрьевич Гуркин.

Гуркин В.Ю., учитель истории 


Максим Князев: Виктор Юрьевич, считаете ли вы себя патриотом? 
Виктор Гуркин: Я – вынужденный патриот. Во-первых, по понятным причинам, из России я не уеду, а в стране легче жить, если ты её хоть чуть-чуть любишь. Во-вторых, я учитель, а значит, призван воспитывать патриотизм в детях. Если я при этом сам не буду патриотом, получится, что я вас обманываю. И наконец, я учитель истории, а многое в истории нашей страны, нашего народа, просто не может не вызывать чувства гордости и любви…   
М.К.: Ваши ученики рассказывали, что Вы как-то на уроке начали говорить о лжепатриотизме. В чём же он состоит?  
В.Г.: Лжепатриотизм многолик. Это и «квасной патриотизм». Из серии "квас лучше пепси-колы уже потому, что он наш"… Но в эпоху глобализации любовь к своему родному приходится даже прививать. Есть ещё наш неистребимый "ура"-патриотизм: «Россия – Победа». Как в футболе: от первых успехов к «радужным прогнозам», ну, дальше вы знаете… Но самый, пожалуй, страшный вид лжепатриотизма – это национал-патриотизм: от лозунга «Россия для русских» до событий на Манежной… Но, к счастью, как вы знаете из истории, русскому народу не свойственен массовый национализм.
М.К.: А свойственен ли патриотизм нашей власти?  
В.Г.: На мой взгляд, нашей власти свойственен скорее интернационализм. Я приветствую это, когда речь идёт о помощи пострадавшим от катаклизмов японцам, но меня напрягают дорогостоящие спортивные проекты, например олимпиада в Сочи, наверное в неё будет вложено больше средств, чем во все внутренние  нацпроекты вместе взятые, а заработать ничего кроме международного авторитета нам не удастся… Кроме того власть, к сожалению, воспитывает в нас какой-то нетолерантный патриотизм. Чего стоит один только митинг, инициированный проправительственным молодёжным движением «Наши» после теракта в московском метро… Всплеск патриотизма направленный, по сути против «лиц кавказской национальности».
М.К.: В чём для вас заключается патриотизм?  
В.Г.: Если одним предложением: «Патриотизм – это действенная любовь к Родине». Или «Гражданственность, как активный патриотизм». Для меня это означает законопослушание при знании и реализации своих прав. Активно пользуясь своими правами, например избирательным, мы можем улучшить своё государство, область, город, значит, и жизнь в своей стране. И если людям нашего и более старших поколений часто мешают инертность и «ген страха», то я надеюсь привить гражданственность учащимся, свободным от этих «болезней». А ещё, патриотизм для меня это честный труд на своём месте и честность со своими учениками даже при изучении самых «острых» вопросов… 
М.К.: Виктор Юрьевич, спасибо Вам за интервью!

2 комментария:

  1. Максим Георгиевич, интересно было услышать точку зрения Вашего коллеги! Больше всего мне понравилось высказывание "Патриотизм - это действенная любовь к Родине". А вообще,весь комментарий Виктора Юрьевича можно разобрать на цитаты.

    ОтветитьУдалить
  2. Лариса Павловна, спасибо Вам за комментарий! Согласен с Вами, действительно, Виктор Юрьевич - очень интересный собеседник и талантливый преподаватель.

    ОтветитьУдалить