воскресенье, 24 апреля 2011 г.

Размышления: "C чего начинается патриотизм?"


Быть патриотом может каждый. Было бы желание. Хотя, желанием это вряд ли уместно называть. Истинный патриот не стремится напоказ совершать патриотические поступки. Не бьёт себя кулаком в грудь, мол, смотрите, я – герой!.. Он просто живет, распределяя личное время между семьёй, работой, увлечениями… Но при этом в его действиях прослеживаются идеи патриотизма, идеи любви к Родине. Она ведь по-разному проявляться может, такая любовь. 

Все мы родом из детства, и патриотизм наш, включая степень его развития у отдельного человека, тоже корнями оттуда. С детских лет мы привыкаем к своей малой Родине – городу, посёлку, небольшой деревеньке… Но привычка не сродни патриотизму. Как же хочется порой наделить подрастающее поколение такими воспитателями из числа родителей и учителей, которые прививали бы любовь к Родине не словами, а личным примером. И пусть первыми проявлениями патриотизма у ребёнка станут прочно закрепившиеся в сознании принципы разумного отношения к родному городу, к родной природе. И пусть не станут для него малозначимыми призывы: не сори, не ломай, не нарушай… И пусть эти призывы будут продиктованы его совестью.

Взрослея, мы начинаем осознавать, что Родина не ограничивается одним населённым пунктом или областью. Вспоминаю наши экскурсии с классом по городам центральной России. С первых поездок прошло более десяти лет, но при каждой встрече с выпускниками мы, рассматривая старые фотографии, непременно слышим: «А помните, что было в Липецке?..» Признаюсь, я и сам с тех пор полюбил эти города – Липецк, Воронеж, Москву…  Путешествовать по свой стране очень интересно,  к тому же, легче полюбить то, с чем знаком не на словах.

Хорошим воспитателем любви к Отечеству могло бы стать и телевидение. К сожалению, по ряду причин, в наше время данную функцию ТВ практически не реализует. А жаль, ведь и дети, и взрослые посвящают просмотру телепрограмм значительную часть личного времени. Помню, во втором классе я случайно увидел на телеэкране фильм «Три дня в Москве». Он стал для меня одним из самых любимых в то время, что всегда оставалось загадкой для моих родителей. Сюжет фильма основан на межличностных отношениях милиционера из Сибири и жителей Москвы. В общем, фильм не затрагивает важных государственных проблем и не относится к категории патриотических. Но каждый эпизод, каждый жест, каждое высказывание исполнителя главной роли настолько проникнуто любовью к столице, любовью к родной для главного героя сибирской деревне, что невольно задумываешься – не в этом ли воспитательное значение фильма? Для меня, в то время восьмилетнего ребёнка, образ главного героя не только сумел вызвать положительные эмоции, но и ненавязчиво обозначил патриотические идеи.  Ещё бы, милиционер, располагает к себе, стремится искренне помочь окружающим, восхищается красотой столицы, скучает по родному краю… Вполне понятно, я пытался быть похожим на него.

х/ф "Три дня в Москве", СССР, Мосфильм, 1974.
  

Действительно, нам надо учиться любить свою Родину, познавать её, восхищаться её красотой, учиться переживать, наблюдая за её проблемами. И в мыслях стремиться сделать её лучше. Не сравнивая ни с чем другим, не применяя элемент соревнования. Просто стремимся сделать лучше. Ведь это – наша Россия, которая в итоге станет Родиной для наших потомков. 

3 комментария:

  1. Говорят, что ребёнок впитывает с молоком матери все основные чувства. А патриотизм - тоже зарождается тогда же или нет?

    ОтветитьУдалить
  2. Уважаемая Наталья Александровна!
    Не думаю. Врожденные качества существуют, но они формируются, трансформируются под влиянием семьи, школы, социума. Решающую роль играют, на мой взгляд, воспитание в семье и школе, серьёзное влияние оказывает и окружающая действительность.

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Человек является биосоциальным существом, на протяжении длительного исторического времени на нас, как представителей вида живой природы, уже не действуют многие природные эволюционные законы. Причиной тому - общество. Конечно, у каждого человека есть наследственные задатки. Но в данном случае я склоняюсь к тому, что патриотические чувства, как и их отсутствие, практически на 100% - результат воспитания.

    ОтветитьУдалить